Студия Canta | Все о международной студии вокала Canta
Тайны и секреты студии Canta, основные постулаты которой активно используются педагогами и концертмейстерами нашей студии
152
page-template-default,page,page-id-152,ajax_fade,page_not_loaded,,qode_grid_1300,side_area_uncovered_from_content,footer_responsive_adv,qode-theme-ver-10.1,wpb-js-composer js-comp-ver-5.0.1,vc_responsive

Все о Бельканто

Уважаемые посетители нашего сайта!

Позвольте открыть вам тайны и секреты школы belcanto, основные постулаты которой активно используются педагогами и концертмейстерами нашей Школы.
Ведь все вы — я уверена — интересуетесь классическим вокалом, его историей, традициями, школами….. Сегодня я хочу поподробнее поговорить о замечательном явлении в мире оперного вокала — школе Мазетти. Хотя профессор Марио Диаз является продолжателем традиций вокальной школы маэстро Бара. Все мы знаем, что основой певческой формы является правильная вокальная школа в Москве, правильное дыхание — фундамент умения петь, а надстройка — высокая вокальная позиция, мастерское владение резонаторами….
Однако считаю целесообразным познакомить вас с основными постулатами школы Мазетти. Возможно, вы найдете что-то знакомое, близкое вам; так или иначе тезисы Мазетти — это прописные истины, просто человек так устроен, что ему свойственно что-то со временем забывать, а наша профессия требует пристального внимания к собственной персоне, бесконечного вокального самосовершенствования….. Уверена, вы почерпнете много интересного!

Итак,
1. Необходимое условие пения — умение сознательно управлять дыханием. «Петь на дыхании».
2. Дышать надо спокойно, плавно, медленно, бесшумно и настолько глубоко, чтобы грудная клетка могла как можно больше расширяться;
3. Шумное дыхание не только крайне неэстетично, но сверх того и утомительно для голоса;
4. Дыхание должно опираться на диафрагму, так как только при нем гортань остается естественной и эластичной;
5. Вдыхание надо делать раньше, чем расходуется действующий запас в легких.

Школа Канта — это, безусловно, явление в нашей современной классической музыкальной действительности. Ее основателем и идейным вдохновителем является профессор Марио Диаз, широко известный в вокальных кругах Европы как специалист по belcanto, а также классической немецкой вокальной музыке. Общение с Маэстро раскрывает его главную «тайну», его принцип, если хотите — постулат его школы: «умное» пение. Что такое «умное» пение и в чем его отличие от просто профессионального звукоизвлечения? Всех секретов раскрывать не стану. На помощь мне придут вокальные тезисы Мазетти — очередную «порциюю» которых представляю вашему вниманию.

1. Работа над расходованием дыхания есть главное условие правильной постановки голоса;
2. От правильности выдыхания зависит сила звука и его длительность;
3. Следствием излишней торопливости, а также излишней медлительности выдыхания является сдавленный звук;
4. Forte требует постепенного увеличения, а piano — постепенного уменьшения силы выдыхания;
5. При пении положение шеи и плеч должно быть спокойно-естественным. Всякое резкое движение вредит голосовому организму;
6. При выдерживании одной ноты и при нескольких нотах на одной гласной рот и подбородок надо держать неподвижно.
7. Подбородок вообще не должен выдвигаться вперед.
8. Весьма важно, чтобы гортань, так же как и нижняя челюсть, была эластична. Только при этом условии горло не чувствует никакого напряжения. Ощущение сжатия горла недопустимо.

Маэстро Диаз на мастер-классах часто спрашивает у вокалистов где должна находиться гортань при пении. И почти всегда слышит ответ В НИЖНЕЙ ПОЗИЦИИ. Так нас учат. ВНИМАНИЕ! Это не правильный ответ. Фиксированная гортань приводит к зажиму, где бы она не была. В верхней, средней или нижней позиции. Гортань при пении должна бать свободна, как пробка в стакане воды. По тезизам Мазетти, гортань должна быть эластична. Это ПРАВИЛЬНЫЙ ответ.

Успехов вам, уважаемые друзья! Приходите в Канту и откройте этот замечательный мир классической вокальной музыки! Мы ждем вас!

Великая Елена Васильевна Образцова называла оперное пение «сладкой каторгой». И действительно, ни для кого не секрет, что здоровье голоса, это не только физическая форма связок, отличная школа и т.д. Голос — самый совершенный инструмент — требует особого психоэмоционального состояния того, кому он принадлежит…. Таким образом, для певца важна не только физическая, но и психическая «гигиена» голоса. Голос не любит всякого рода душевные потрясения. Лучше меня расскажет о правилах вокального «поведения» великий Умберто Мазетти. На очереди — еще одна «порция» его знаменитых тезисов:

1. При издавании звука, столб выдыхаемого воздуха долен быть направлен к своду полости рта, в точку лежащую позад передних зубов;
2. Необходимо стремиться к тому, чтобы голос был чист и свободен от малейшей примеси носовых и горловых оттенков;
3. Поющий, для приобретения ровности и однородности звука и выработки соответствующей ему легкости голоса, должен внимательно следить за характером своего звука;
4. Каждое упражнение для увеличения силы голоса идет в ущерб голосовому органу. Кто кричит, тот губит голос. В особенности пагубно злоупотребление высокими нотами.;
5. Пение должно совершаться с такой же легкостью, как разговорная речь (т.е. естественно, без напряжения);
6. Стоит избегать пения с так называемым «подъездом», на что должно быть обращено внимание при изучении портаменто!!!;
7. Развивать голос следует со всей возможной, но в то же время и естественной для него полноте, расширяя объем голоса в сторону низких и высоких звуков;
8. Надо стараться, чтобы голос стал ровным, гибким, подвижным, устойчивым и плавным.

Голос — это природный инструмент. Подобно алмазу — чтобы стать бриллиантом — он нуждается в огранке, в придании ему формы…. Необходимость вокальной школы, вокальной культуры, вокальной стратегии сложно оспорить. Особенно важно определить тип голоса, его потенциал «сквозь года», его возможности. Это под силу только специалисту с прочной теоретической базой, с хорошими «ушами», с высокой певческой культурой. Таким специалистом по праву считаю Маэстро Марио Диаза. Его уроки — это не только бесценный певческий опыт, но и почва для вокальных открытий и откровений. Ведь ни для кого не секрет, что вокалист может (и должен!!) работать не только непосредственно связками — но и «мысленно» пропевать, к примеру, сложные места, колоратуры и т.д. В помощь вам, уважаемые читатели, очередные советы Умберто Мазетти.

1. Четыре главных типа вокальных упражнений — это выдержанные ноты, гаммы, арпеджио и украшения (группетто, трели и т.д.);
2. Упражнения начинать вокализацией, т.е.без названия нот;
3. Выработка подвижности голоса требует прирожденной способности;
4. Лица с подвижными голосами могут приступать к вырабатыванию трели, для чего существуют следующие правила: начинать медленно, стараясь не двигать ни языком, ни губами, ни подбородком. Трель должна образовываться в гортани, независимо от толчков грудной клетки. Два звука, составляющие трель, должны выполняться плавно-раздельно.
5. Упражнения надо всегда изучать полным голосом, но отнюдь его не напрягая. Как форсировка звука, так, наоборот, и слабость голоса одинаково вредны тем, что препятствуют правильному развитию мышц гортани.
6. Крайне полезны восходящие и нисходящие гаммы, а также хроматические ходы для усвоения правильной интонации и звуковой плавности.
7. Начинающий никогда не должен заниматься более 10-15 минут, притом с частыми перерывами.

Тезисы Мазетти5

Друзья мои! Продолжаю знакомить Вас с уникальным наследием Умберто Мазетти, в котором каждый может почерпнуть что-то свое, сокровенное. Голос — величайший и прекраснейший природный «инструмент». Его обладатель — Вам покажется парадоксальным — несет (почти языком закона) «вокальную» ответственность за этот Божий дар. И при этом не важно — камерный ли это голос или большой, оперный. Это — включая, но не ограничиваясь — вокальная дисциплина, вокальная культура, вокальная философия, вокальное вдохновение. А еще — огромный труд. Труд над самим собой. В помощь Вам — еще одна порция «тезисов».

1. Надо научиться управлять всеми оттенками голоса, для чего рекомендуются следующие упражнения: на одной ноте в одно дыхание и с одинаковой силой постепенно проходить от открытого звука до закрытого, и наоборот.
2. Необходимо выработать величайшую ясность произношения слов, в особенности согласных, так как это имеет огромное значение для выразительности пения. Надо, однако, остерегаться крайности, особенно в вещах колоратурных.
3. Хорошо ставить звук и в то же время отчетливо произносить слова — вещь очень трудная, но совершенно необходимая. Достигается это следующим образом: гортань на полоном дыхании непрерывными и ясными колебаниями рождает звук и в то же время органы произношения придают этому звуку форму согласных.
4. От исполнения требуется ясность и выразительность.

Друзья мои! Продолжаю знакомить Вас с уникальным наследием Умберто Мазетти, в котором каждый может почерпнуть что-то свое, сокровенное. Голос — величайший и прекраснейший природный «инструмент». Его обладатель — Вам покажется парадоксальным — несет (почти языком закона) «вокальную» ответственность за этот Божий дар. И при этом не важно — камерный ли это голос или большой, оперный. Это — включая, но не ограничиваясь — вокальная дисциплина, вокальная культура, вокальная философия, вокальное вдохновение. А еще — огромный труд. Труд над самим собой. В помощь Вам — еще одна порция «тезисов».

1. Надо научиться управлять всеми оттенками голоса, для чего рекомендуются следующие упражнения: на одной ноте в одно дыхание и с одинаковой силой постепенно проходить от открытого звука до закрытого, и наоборот.
2. Необходимо выработать величайшую ясность произношения слов, в особенности согласных, так как это имеет огромное значение для выразительности пения. Надо, однако, остерегаться крайности, особенно в вещах колоратурных.
3. Хорошо ставить звук и в то же время отчетливо произносить слова — вещь очень трудная, но совершенно необходимая. Достигается это следующим образом: гортань на полоном дыхании непрерывными и ясными колебаниями рождает звук и в то же время органы произношения придают этому звуку форму согласных.
4. От исполнения требуется ясность и выразительность.

Не устаю повторять: голос — божественнейший инструмент, подаренный Богом его обладателю. Но, подобно алмазу, он нуждается в огранке, чтобы стать бриллиантом. Большое значение имеет совершенная вокальная техника, психоэмоциональное состояние певца, певческая культура, этика, гигиена. Только в все это в совокупности (плюс 90 % труда, работы над собой) создают ту необходимую атмосферу, в которой рождается красивое пение. Хочется особо отметить эстетическую составляющую процесса звукоизвлечения. Недаром belcanto — в оригинальном переводе «красивое, прекрасное пение». Навыки школы belcanto достигаются годами. В моем понимании, пение должно быть приятным, красивым, благозвучным. Это — прежде всего — эластичное дыхание и голосовой контроль, строжайший голосовой контроль. Об этом говорят и последние постулаты тезисов Мазетти, которые я представляю вашем вниманию!

1. Ясность исполнения зависит от отчетливого соблюдения метра, ритма, оттенков и фразировки.
2. Выразительность, заключаящаяся в верной передаче чувства и настроения, есть венец вокального искусства. Чтобы достичь выразительности, необходимо уметь понимать исполняемое произведение.
3. Преувеличенная выразительность становится карикатурой. Надо быть простым и правдивым.
4. Качества, необходимые для артиста:
а) музыкальные познания;
б) совершенность интонации;
в) свободное дыхание;
г) легкость голоса;
д) умение владеть звуком при усилении и ослаблении соответственно выражаемым чувствам;
е) ясное и точное произношение;
ж) изящество звука;
з) музыкальная память.

Улучшить свой голос гораздо легче, чем кажется. В подборке представлены элементарные упражнения, которые помогут открыть и настроить его, а также сделать более сильным и красивым.
Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.
Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.
Чтобы сделать голос приятным

Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.
Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.
Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

карта сайта